Описание картин природы и ее прекрасных пейзажей интересовало многих русских поэтов. Федор Тютчев относился к тем творческим людям, которые любили изображать окружающую природу в независимых от человека и самостоятельных красках. Ведь природе ничего не нужно от людей, она живет сама по себе, по законам жизни.

Одним из таких стихотворений является «Декабрьское утро», в котором Тютчев пытался передать особенность смены дня и ночи, цикличности суток. Мир тихонько пробуждался от тьмы, ей на смену появлялись первые солнечные лучики, которые и порождали утро каждого дня.

О чем идет речь в стихотворных строках «Декабрьского утра»? О покорности всех явлений, которые подчиняются одним и тем же законам. Как бы не хотела ночь, но ей на смену все равно придет день. Как бы не сопротивлялась темнота, однако и ей наступит конец, она продолжится рассветом.

Я считаю, что во время написания такого прекрасного стихотворения, автор находится в раздумьях. Он наблюдал за окружающими изменениями, которые происходят обычным декабрьским утром, и пытался изложить все свои мысли на бумаге.

Данную творческую работу Федора Тютчева можно разделить на три части. Одна часть плавно переходит и заменяется следующей. Все начинается с картины темной ночи, когда вокруг царит беспроглядная тьма.

В первых строках поэт использует такой прием, как олицетворение. Он оживляет ночную тень, которая окидывает свои владения и все никак не хочет уходить. Далее происходит описание переходного состояния природы. На небосводе появляются первые лучи, однако, они по-прежнему окружены кромешной тьмой. Именно поэтому, автор прозывает их несмелыми, и даже ленивыми. Однако последнее четверостишие резко меняет обстановку. Ночь мгновенно испаряется и ей на смену приходит ясное, светлое утро.

«Декабрьское утро» Фёдор Тютчев

На небе месяц — и ночная
Еше не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,-

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной…

Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»

Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.

Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве - теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.

В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» - «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.

В раннем произведении « », сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Тематика натуральной природы и ее особенностей привлекала внимание многих литературных деятелей. У многих поэтов прошлого времени данное направление было одним из основных. Занимало ключевое направление в особенностях творчества. Природные мотивы присутствовали и у Федора Ивановича Тютчева. Его особенная лирика отличалась изысканной самодостаточностью, а также определенной независимостью натуральной природы от человеческой жизнедеятельности. Автор отмечал, что все в мире подчиняется чему-то единому, главному закону жизненного пути, известному на весь мир.

У Тютчева описания природы имеют чёткий философский подтекст.

Поэт способен по-настоящему ощущать натуральную природу. Он видел ее в постоянном движении и отмечал эти особенности в описываемых строках. Стихотворения Тютчева рассказывали про постоянную смену явлений, а также описывали особенности природы в переходном состоянии. Ярким примером произведения, созданного с использованием пейзажной лирики, является шедевр, получивший название «Декабрьское утро».


Стихотворение «Декабрьское утро» отличается особенным содержанием строк. Здесь описывается постепенная смена времени суток. Автор дает множество описаний – от темной ночи, отличающейся напыщенностью, до нового дня, сияющего яркими красками. Природа в произведениях Федора Ивановича описана весьма робко. Солнечные яркие лучи практически незаметно приходят на смену глухой и не менее красивой ночи, которая всеми силами старается удержать сове место. Но как бы она ни старалась, лучи делают свое дело, и наступает день, пропитанный светом.

Декабрьское утро

На небе месяц - и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, -

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...

Анализ стиха «Декабрьское утро»

Основная тематика произведения – это изысканная предопределенность, а также покорность всему существующему живому, а также неживому. Здесь присутствует абстрактность. Описывается время суток как единый закон натуральной природы. Тютчев дает понять читателю, что как бы ни старалась ночь удержать свои позиции, в любом случае наступит день, свет свергнет тьму и сон превратиться в ощутимую явь.

Следует отметить, что перед стихотворением, написанным Тютчевым, имеется специальная пометка на полях – «Декабрь месяц. Восемь часов утра». По мнению многих литературных критиков прошлого времени и современности как название произведения, так и сам смысл стихотворных строк своеобразным типом отражают раздумья самого автора. Он старается понять основы гармонии и совершенства окружающего мира. Эти особенности он замечает именно в переходном состоянии натуральной природы, которое отражает жизнь и душу.

Особенности структуры произведения «Декабрьское утро»

Первым делом необходимо отметить, что шедевр Федора Ивановича Тютчева условно разделяется на три отдельные части. Они отличаются последовательностью действий во время смены ночного времени на дневное живое состояние природы.

Первая строфа раскрывает перед читателем особенное состояние ночного времени суток, описывается картина ночи. Окружающий мир растворяется в присутствующих сумерках. В данный момент совершенно не ясны перспективы наступления утреннего времени. Первое четверостишье стихотворения «Декабрьское утро» отличается присутствием большого количества олицетворений. К примеру, ночные тени еще не тронулись, тени на небосклоне, ночь царит под звездами, она ясно не осознает, новый лень встрепенулся, новый день готов занять свое место.

Вторая строфа произведения не менее интересна, чем предыдущая. Здесь все так же описываются особенности переходного состояния натуральной природы. В окружающем мире постепенно возникают первые солнечные лучи, а на небосводе по-прежнему торжествует ночное время. Еле появляющиеся лучи называются Федором Ивановичем как ленивые и несмелые. Эти особенности строк максимально качественно описывают изысканную поэтапность процесса формирования дневного времени суток.

В заключительных строках (в третьей строфе) описывается полное исчезновение ночного времени суток, а также внезапное возникновение дня. Он сваливается как гром с небес и накрывает окружающее пространство особенным сиянием, олицетворяющим новый день. Кольцо композиции произведения «Декабрьское утро» замыкается классическим повторением первой и последней строк. Здесь использованы прилагательные-противопоставления – ночной и дневной. В качестве разграничителя дневного и ночного времени используется антитеза. Она придает особенное единство в стихотворении с помощью своеобразного подчинения противоположностей.

Особенности пейзажной лирики Фёдора Тютчева

Тематика природы волновала многих литературных деятелей. Она была основной практически у всех писателей. Изысканными и весьма красочными пейзажами природы интересовался Пушкин, природное величие воспевалось великим романтиком Лермонтовым. Каждый художник литературного письма воспринимал и описывал природу по-своему. Особенная чувственность природы как стихии отмечалась и у Федора Ивановича Тютчева.

Великий поэт и прозаик, как и многие другие литературные деятели того времени, считал, что человеческая личность – это нечто, нарушающее природную гармонию, способное нарушить даже самое крепкое начало. Люди слабы как в физическом плане, так и в духовном. Они не способны противостоять всплывающим время от времени страстям и особенным порокам. Такая особенность приводит к различным хаотичным и беспорядочно разбросанным поступкам. Желания людей непостоянны и необъяснимы.

Описанные выше противоречия невозможно встретить в природе. В окружающем мире все подчиняется своеобразному единому закону формирования жизненного пути. Натуральная природа отличается самодостаточностью, она существует безмятежно и с завидным спокойствием. В подтверждение этому Федором Ивановичем Тютчевым написано множество изысканных произведений. В них подчеркивается тишина, гармония, которые передаются простыми словами - трепетность, шёпот, нега.

Тютчев имел великий талант. Он способен был максимально тонко ощущать чувство жизни. Автор практически идеально и безошибочно мог подобрать яркие и запоминающиеся эпитеты, которые способны передать плавный переход от одного состояния к другому: дня к вечеру, лета к осени.


Такие противопоставления способны вызвать в памяти человека особенные воспоминания о нежности, свежести, умиротворении.

Особенная лирика Федора Ивановича Тютчева предлагает читателям множество поэтических зарисовок, которые максимально точно выражают заветную мечту автора. Она заключается в единении человеческой натуры и натуральной природы. Автор старается передать читателю умиленную и таинственную прелесть природы, а также искренние ощущения лирического героя.

Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

Родился великий поэт в небольшой усадьбе, расположенной в селе Овстуг в Орловской губернии. Его семья имела стародворянские корни и пользовалась уважением среди окружающих. Детство Федора прошло именно в этом местечке, а юношеские годы он провел уже в Москве.

Обучался мальчик в домашних условиях. Руководил курсом познания мировых основ молодой поэт по имени Раич, который являлся переводчиком известных мировых произведений. Именно он познакомил Тютчева со многими мировыми литературными деятелями и помог с первыми стихотворными опытами. Следует отметить, что благодаря Раичу, Федор с легкостью переводил Горация в 12 лет.

В 19-ом году юный литературный деятель поступает в Московский университет на словесное отделение. С первых же дней Федор принимает активное участие в литературной деятельности университета.

Оканчивает заведение Федор досрочно – в 1821 году. Он получает ученую степень кандидата словесных наук. Спустя год его приглашают работать в государственную коллегию по иностранным делам. А через несколько месяцев назначают в качестве чиновника при дипломатической миссии и отправляют в Мюнхен. С этого момента он полностью погружается в работу и практически не принимает участия в литературной деятельности.

За границей Федор Иванович Тютчев проводит более двадцати лет. Основное время он жил в Мюнхене, а потом был отправлен в Италию. Именно в Германии он встретился со многими философами, которые существенно повлияли на смысл его произведений. Спустя долгий промежуток времени он вернулся на родину и продолжил создавать творения, которыми восхищаются многие до настоящего времени.