Цель игры : развивать интерес к родной истории, к прошлому России.

В игре участвуют две команды:

1-я команда - «Археологи»;

2-я команда - «Реставраторы».

Эпиграф к игре:

История не терпит суесловия,

Трудна сё народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ярослав Смеляков

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.

Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.

Представляю команды:

1-я команда - «Археологи».

2-я команда - «Реставраторы».

Кто такие археологи? Реставраторы?

Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)

Вопросы первой команде.

1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)

2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)

3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)

4. В каком веке вы живёте? (21 век.)

5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)

6. Что такое зипун? (Одежда.)

7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)

9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)

10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)

Вопросы второй команде.

1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)

2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)

3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)

4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)

5. Кто правил на Руси? (Царь.)

6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)

7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)

8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)

9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)

10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)

III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.

IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».

В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.

1. О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)

2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?

Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)

Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»

3. Сценка (разыгрывают дети).

Только удивительно князю Юрию Владимировичу, почему Кучко, тутошний князь, не встречает его, не оказывает почести. Послал он воина за Кучком. (Входит Кучко, воин.)

Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?

Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.

Кучко. Богатые.

Долгорукий. Знать, поля хороню родят.

Кучко. Хорошо.

Долгорукий. А река рыбна ли?

Кучко. И река рыбна.

Долгорукий. А как зовется река?

Кучко. Москва.

Долгорукий. Что значит такое название?

Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.

Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.

Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?

(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)

4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая... Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:

золотых цепей - 12,

ценных поясов - 9,

золотых чаш - 6,

золотых чар - 2,

золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,

золотых сосудов - 4,

золотая коробочка - 1,

золотая шапка - 1.

И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.

Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)

V. Четвертый гейм «Темная лошадка».

Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.

1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.

(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)

1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)

2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)

3) Запись событий по годам. (Летопись.)

4) Столица России. (Москва.)

5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)

6) На чем писали египтяне? (Папирус.)

7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)

Ключевое слово: история.

2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.

3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.

VI. Пятый гейм «Пять вопросов».

Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.

1. Как называется греческий большой сосуд для вина?

Три варианта ответа (па карточках):

2) кратер;

3) амфора.

Ответ: амфора.

2. Как назывался город Волгоград раньше?

Ответ: Царицын, Сталинград.

3. Как называется надпись на монетах?

Три варианта ответа (на карточках):

2) Легенда.

3) Монета.

Ответ: легенда.

4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?

Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.

5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:

Ответ: 1589 год.

VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.

Все участники награждаются призами, грамотами.

«Развитие логического мышления на уроках истории посредством применения логических приёмов, заданий и упражнений».

Байшова Гульнара Уразгалиевна

Атырауская область

Курмангазинский район

Шортанбайская общая средняя школа

учитель истории

Среди первостепенных целей, обозначенных Главой государства

Н. А. Назарбаевым в Стратегии «Казахстан - 2050», важное место занимает развитие человеческих ресурсов. При этом важная роль отводится функциональной грамотности.1]. В связи с этим, моя педагогическая проблема: « Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения истории». В результате функциональной грамотности формируются основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающих успешность достижения образовательных результатов . Исходя из того, что качество исторического образования сегодня связано не усвоением большого количества материала, а с овладением навыками анализа, объяснения,оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся, поднимаемая проблема оперативного усвоения знаний и умений по предмету, я считаю, актуальна.Особенности концепции логических методов и приёмов обучения имеются в трудах М. А. Данилова, М. И. Скаткина, И. Я. Лернера , А.Т. Степанищева и др.

Активизация познавательного интереса к истории путём применения логических методов и приёмов обучения

Главная задача учителя не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить их интерес к учению. Ведь интерес, как известно, важный инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей.

Логические приёмы являются одним из средств достижения более качественного усвоения учащимися изучаемого материала. В этой связи целесообразно разрабатывать и применять на уроках истории логические задания, представляющие собой совокупность методических средств, ориентированных на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли и происходит их управляемое наращивание на познавательно- продуктивной основе.

Существенной стороной в овладении приёмами логического мышления является усвоение учащимися программного материала путём самостоятельной мыслительной деятельности, а также проблемный характер преподования с постановкой проблемных задач, созданием проблемных ситуаций на уроках, которые разрешаются учащимися в результате использования художественной и научно-популярной литературы, ИКТ, работы с учебником, историческими документами.

Используя методы развития логического мышления на уроках истории можно формировать устойчивый интерес к предметам; критическое (аргументированное и открытое) отношение к историческим фактам и событиям, к социальным явлениям и закономерностям; стремление к осуществлению творческой деятельности (креативности);развитию коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся и их интеллекта (когнитивности). [ 3]

Ожидаемые результаты

    Формирование устойчивого интереса к предмету

    Эффективное усвоение учащимися программного материала

    Качественная подготовка к ЕНТ.

Технологи и и принципы разработки логических заданий

Логические приёмы обучения

Технологии разработки логических заданий

Принципы, используемые при разработке логических заданий

Анализ

Синтез

Сравнение

Сопоставление

Обобощение

Рассуждение

Доказательство

    Активные методы обучения

    Технология развития критического мышления

    Проблемная технология

    Технология развивающего обучения

    Познаваемости

    Деятельности

    Ценностного отношения к миру

    Свободы выбора

Логические при ёмы можно использовать на всех этапах урока, в особенности на повторительно-обобщительных уроках, они также являются эффективным средством при подготовке учащихся к ЕНТ.

Варианты использования логических заданий

Логические приёмы Логические приёмы

посредством критического посредством поста-

мышления. новки проблемных

Заданий.

Логические приёмы посредством

Использования межпредметных связей.

Логические приёмы посредством использования критического мышления:

    Логическая цепь на соотнесение терминов и определений

    Логическая цепь на соотнесение личности и их биографий

    Перепутанные логические цепочки: определение хронологической последовательности событий. (от раннего к позднему или поднего к раннему)

    Задания на исключение лишнего элемента.

Например: Определите логическую цепь последовательности установления Советской власти в городах Казахстана, укажите формы установления.

Города:

Верный, Ташкент, Перовск, Уральск, Костанай, Семипалатинск,Оренбург.

Одно и то же логическое задание можно усложнять с уч ё том требуемых умений и навыков. Например:

Тема: "Казахские правители XVII - XVIII вв."

Логическое задание:

8 класс . 1. Определите последовательность правления казахских ханов.

2. Объединяю двух правителей и прошу учащихся объснить мои действия.

(На каком основании я объединила правителей?)

А) Аылай, Тауке -

В) Тауке, Абулхаир -

С) Абулхаир, Абылай -

10 -11классы.

1. Определите последовательность правления казахских ханов

2. " Третий лишний". Исключите лишнее в перечне правителей.

Предупреждаю, что в данном задании есть несколько вариантов исключения.

Логические приёмы посредством постановки проблемных заданий :

    Проблемные вопросы

    Проблемные задачи

    Провоцирующие вопросы

В 9 классе при изучении темы «Голод в Казахстане 1931-1933 годов» учащимися предлагается ответить на вопрос: Что такое голод? .

Что такое мор? Объединить эти понятия и сделать выводы.

Голод Мор

Ощущение потребности в еде Массовая гибель людей

Голодомор

Массовая гибель людей от голода

Ставится проблемная задача: Был ли голодомор в Казахстане?

В целях разрешения этой задачи учащимся предлагается посмотреть видеофильм « Голодомор в Казахстане, убивший 2 млн…» и стихотворение Татьяны Невадовской «Казахстанская трагедия»

В 10 классе предмет Всемирная история. При изучении темы

«Испания 1918 -1939гг» на этапе осмысления даётся учащимся задание:

Определить по какому принципу построен ряд:

Италия. Германия. Испания.

Ответ: Страны в которых в 20-30-х годах 20 века утвердились фашистские диктатуры.

Учащимся предлагается объяснить мои действия.

Учащиеся предлагают различные варианты ответов, причём порою самых неожиданных, используя уже имеющиеся знания по предмету.

Примеры ответов учащихся:

а) Италия, Германия в начале 20 века состояли в одном военно- политическом блоке и спровоцировали начало Первой Мировой войны.

б) В Италии и Германии фашисты пришли к власти изначально путём добровольной передачи власти в их руки. В Испании же фашистская диктатура Франко утвердилась в результате победы в Гражданской войне.

в) В Италии и Германии фашисты вынашивали планы широкомасштабных экспансий, тогда как Испания подобных планов не имела.

г) Италия и Германия В 30-х гг 20 века состояли в блоке «Антикоминтерновский пакт» и стали инициаторами развязывания Второй Мировой войны. Испания в этот блок не входила и активного участия войне не принимала, послав на фронт лишь одну « Голубую дивизию» .

В процессе обучения истории необходимо нацеливать учащихся на накопление словарного запаса, побуждать придумывать истории, фантазировать, максимально связывая их с содержанием изучаемого материала.

В этой связи на уроках постоянно используются провоцирующие вопросы, которые приучают учащихся мыслить самостоятельно и делать выводы.

Использование логических приёмов посредством использования межпредметных связей.

Функциональная грамотность предусматривает развитие речевых и математических способностей обучаемых в связи с чем, на своих уроках осуществляю связи с литературой, русским языком и математикой.

Вариант 1:«Цифровой диктант» .Учащиемся предлагаются 3 утверждения. Верное утверждение фиксируется цифрой 1, неверное – 0.

Например:

А)Автономия «Алаш» была образована на 1 общеказахском съезде.(1)

В) В национально-освободительном движении 1916 года радикально- демократическое крыло национальной интеллегенции придерживалась политики компромиса.(0)

С) Период издания газеты «Казах» 1911-1918гг (0)

Код правильных ответов: 100

Вариант 2 . Составить выражение, найти значение

А) Найдите разность событий: Вступление в строй Турксиба и вступление в строй Оренбургско- Ташкентской железных дорог.

Ответ: 1930-1905 =25

Б) Разность событий: Начало 2 пятилетки и начало издания газеты « Казах»

Ответ: 1932-1913= 19

В) Определите длительность существования Веймарской республики

Ответ: 1933-1919= 16 лет

Подобные задание можно в известной степени усложнить.

Составить выражение и по найденному значению указать все известные вам в истории события.

Сумма событий: Образование СССР и длительность существования Автономии «Алаш».

1922+(1920-1917)=1925

Выполнение таких заданий вызывают высокую активность учащихся.

Задания выполняются на карточках или у доски. При этом учащиеся детально объясняют свои действия. В отличие от тестовых заданий учащиеся вслух делают логические рассуждения, что является немаловажным.

Вариант 2. Для понимания хода исторического процесса, как и для проверки знаний, можно использовать определённую группу дат для написания короткого сочинения или устного рассказа по теме. Для этого на доске я записываю наиболее важные исторические даты, но не называю их. На основе этого предлагается определить тему сочинения.

А) 1917 1920 1936 1990 1991

Б) 1927 1928 1929 1931 19331 1937

Чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более, что мышление человека понятийно, важную роль играет работа над понятиями.

Первый шаг. Учащимся предлагаю записать понятия начинающиеся на буквы ко и заканчивающиеся на ия.

(Коалиция, коммендация, корпорация, кооперация, консолидация и др)

Отбираю одно понятие и организую работу над ним.

Например понятие коалиция.

Первый шаг.

Предлагаю учащимся назвать по одному- два слова, которые бы определили понятие «коалиция», и получаем список слов и словосочетаний.

. Второй шаг

Прошу выделить из списка наиболее существенные признаки, без которых это понятие не может существовать.

Третий шаг. Существенные и необходимые признаки синтезируем в

определение понятий « коалиция».

Коали́ция - союз, добровольное объединение: государств, организаций, политических партий для достижения определённой

Заключение:

Таким образом, логические приёмы, задачи и упражнения:

    Помогают на уроках охватить больший объём материала и в интересной форме закрепить его на всех этапах урока.

    Развивают у учащихся внимание, восприятие, воображение, логическую мысль.

    Развивают умения выделять сущность исторических событий, находить главное, доказывать истинность своих суждений, излагать мысли

    Способствуют формированию культуры речи и исторического языка.

    Повышают интерес к истории.

Для того, чтобы понять отношение учащихся к применяемым на уроках логическим заданиям и упражнениям мною было проведено анкетирование среди 20-ти учащихся 9- 11-х классов.

Вопрос: « Помогают ли логические задания на уроках лучше усвоить и запомнить материал, в выполнении тестовых заданий?»

Приложение 1

Урок по всемирной истории 9 класс Тема урока: Япония в 1918-1920 гг

Цель урока: Дать учащимся полное представление о развитии Японии в межвоенный период.

Задачи урока :

Образовательные : Раскрыть особенности внутренней и внешней политики Японии.в 1918-1939 гг, раскрыть причины и факторы проявления её агрессивной внутренней и внешней политики

Развивающие : Развитие аналитического и синтезирующего мышления. Вырабатывать умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы. Развивать умения действовать в группе и самостоятельно.

Воспитательные: Формирование и неприятие любых форм агрессии и насилия, воспитание упорства, целеустремленности.

Тип урока: Комбинированный урок

Методы : Словесно- наглядный, частично- поисковый, критическое мышление, проблемный

Форма организации УПД : групповая

Технологии обучения : критическое мышление, проблемная, развивающая.

Наглядность : Политическая карта мира, слайды, схемы

Оборудование: Мультимедиа, раздаточные карточки, смайлики, сигнальные карточки.

Межпредметная связь: История Казахстана, математика, русский язык

Ход урока:

1 Орг момент: Психологический тренинг « Древо достижений».

II Опрос - повторение изученных тем:

1 задание: Блиц опрос:

1 группа. Начало… ( какого-либо события )

2 группа : Страна -? (назвать историческую личность)

3 группа Сколько? (определить продолжительность события)

2 Задание : Работа у доски от каждой группы по одному ученику.

Составьте выражение, найдите значение и укажите события:

1 Сумма событий: установление фашистской диктатуры в Германии и продолжительность НЭПА

1933+ (1925-1921)= 1937 ?

2 Разность событий: 2- я Конституция СССР и продолжительность существования КАССР.

1936 - (1936-1920)= 1920?

3 Сумма событий: Принятие плана ГОЭЛРО и продолжительность Гражданской войны в России

1925 + (1920-1918)=1927

Задание для остальных участников групп: 2 мин

Написать все термины начинающиеся на ко и имеющие окончания ия

Ко ……….ия (учитывается при этом и правильность написания термина)

Переход к новой теме.

Слайд: Италия. Германия. Япония.

Вопрос: 1 По какому принципу построен ряд?

Подчёркиваю Германию, Италию двумя чертами, Японию одной.

2. Задача объяснить мои действия. Далее ставлю проблемную задачу:

Что же толкнуло Японию от оппозиции, к союзу с Германией и Италией?

III Изучение новой темы

План изучения темы:

1 Государственное устройство и политическая характеристика Японии

2 Внутриполитическое положение

3 Экономическое развитие

4 Внешняя политика. Меморандум премьер –министра Танаки.

1 вопрос: Творческая работа Мирманова Н: Презентация « Государственное устройство и политическая характеристика Японии»

2,3,4 вопросы Метод «ДЖИГСО». Самостоятельная работа с текстом, дополнительным материалом

1 группа: Япония после 1 мировой войны. Внутриполитическое положение.

2 группа: Экономическое развитие страны

3 группа : Внешняя политика. Оппонизм

Группы заполняют постеры, защищают свои проекты.

После выступления групп делается вывод

4-й класс

1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

3. Исправить исторические ошибки.

    В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

    Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

    В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

4. Шифрограмма.

Найти спрятавшиеся слова.

КнанговодяНой ляПерун шесзлЕший насокдоМовой жю

5. Соединить определение с его значением.

6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.

7. Ребусы:

Невская битва

8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.

– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород )
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев )
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва )

9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос )

10. Кроссворд:

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород )
2. Народное собрание. (Вече )
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век )
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска )
5. Обряд принятия христианства. (Крещение )
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало )
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый )

Работа с датами

1. "Лото"

Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети – картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.

2. "Уха"

Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.

3. Соединить событие с датой.

4. Заполнить таблицу.

5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

6. "Наведи порядок"

Даны два набора карточек – дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому – наоборот, так как у обоих одна задача – привести в соответствие даты и исторические события.